Шаг 1.

Даем пробу, которая, как мы считаем, оценивает состояние некого психического процесса/функции (например, фонематического слуха).

Шаг 2.

Если проба выполняется с ошибками, делаем вывод, что этот самый процесс/функция (фонематический слух) нарушен или недостаточно развит.

Ссылка на это место страницы: #anchor1

ЛЕКЦИЯ 1

Общая характеристика нейропсихологического подхода к диагностике состояния речевых функций

Разберем суть нейропсихологической диагностики, нейропсихологические представления о речи в общих чертах и особенности нейропсихологического диагноза в отношении детей. Обсудим неречевые дефициты, которые могут стоять за речевыми трудностями; возрастные изменения психологической и мозговой организации письма и чтения; последствия инсульта в левом/правом полушарии у младенцев для развития речи; как младенцы могут делить внимание с мамой, и какое отношение это имеет к речи; как можно скомпенсировать нарушения речи при различных мозговых поражениях и многое другое.

ЛЕКЦИЯ 2

Структурно-функциональная организация речи. Модель порождения речи

Всего за одну лекцию Вы с достаточной степенью подробности узнаете, из каких психологических компонентов состоит речь и какими мозговыми структурами эти компоненты обеспечиваются, а также познакомитесь с нейропсихологической классификацией афазий. Вы поймете, как с нейролингвистической точки зрения происходит процесс говорения, из каких уровней он состоит (начиная от мотива что-то сказать и беззвучного диалога с самим собой и заканчивая речью вслух), что происходит на этих уровнях и как в них соотносятся грамматические и лексические операции. Разберетесь, в чем отличия переднего и заднего аграмматизма, которые часто игнорируются разными специалистами.

ЛЕКЦИЯ 3

Нейропсихологическая оценка состояния речевых компонентов, связанных с передними отделами левого полушария

Разберем нейропсихологические пробы из разных батарей, позволяющие оценить смысловое программирование (планирование) предложения и текста, грамматическое структурирование, моторное программирование речи, произвольную регуляцию актуализации отдельных слов и вербальную рабочую память. Обсудим, какие аспекты не только порождения, но и понимания речи связаны с работой передних отделов мозга. Рассмотрим, как проявляется слабость передних отделов мозга в письме и чтении.

ЛЕКЦИЯ 4

Нейропсихологическая оценка состояния речевых компонентов, связанных с задними отделами левого полушария

Разберем нейропсихологические пробы из разных батарей, позволяющие оценить выбор слова по значению и по звучанию, выбор звуков по фонетическим признакам,

выбор артикулем по кинестетическим признакам, слухоречевую память, связь слова со зрительным образом, понимание логико-грамматических конструкций. Обсудим акустико-артикуляторную дисграфию и ее отличия от других дисграфий.

ЛЕКЦИЯ 5

Нейропсихологическая оценка состояния речевых компонентов, связанных с правым полушарием

Рассмотрим общие принципы работы правого полушария и выясним, зачем же нужно это “неречевое” полушарие в речи – ее понимании и порождении. Разберем нейропсихологические пробы из разных батарей, позволяющие оценить прагматические аспекты речи: возможность реконструкции контекста ситуации и удержания его целостности, адекватная передача смысла; соответствие речи в беседе общепринятым правилам коммуникации; просодические особенности речи (интонация, скорость и громкость речи, выделительные ударения и пр.); понимание переносного смысла, юмора, подразумеваемой информации; понимание другого человека и его намерений; понимание выражений лица. Обсудим зрительно-пространственную дисграфию. Рассмотрим исследования с временным угнетением функций левого полушария и наблюдения за пациентами, которые воспринимали информацию только правым полушарием.

Ссылка на это место страницы: #anchor2
  • Кандидат психологических наук, клинический психолог, нейропсихолог. 
  • Старший научный сотрудник лаборатории нейровизуализации и мультимодального анализа ФГБНУ «Научный центр психического здоровья».
  • Нейропсихолог “Ассоциации родителей детей с дислексией”.
  • Специалист по функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга. 
  • Автор более 50 научных публикаций в ведущих отечественных и зарубежных журналах. 
  • Ученица Т.В. Ахутиной.
Ссылка на это место страницы: #anchor3

Вы ЗНАЕТЕ, как нейропсихологи представляют себе речь: из каких психологических компонентов она состоит, какими мозговыми структурами эти компоненты обеспечиваются, как происходят процессы говорения и понимания речи.

Вы ПОНИМАЕТЕ, что происходит при слабости или нарушении каждого из компонентов речи и как это выявить. Почему надо разделять лексические и грамматические операции.

Вы РАЗБИРАЕТЕСЬ, почему логика “плохо выполняет задачу, направленную на оценку процесса Х, – значит нарушен процесс Х” не всегда работает, и как можно рассуждать по-другому.

Вы УМЕЕТЕ анализировать речевой материал (результаты логопедической диагностики, ошибки в тетрадях) с нейропсихологической точки зрения: разделять обнаруженные проявления на возможные причины и следствия, в том числе учитывать неречевые причины речевых трудностей. Подбирать адекватные пробы для диагностики состояния речи.

Ссылка на это место страницы: #anchor5
Ссылка на это место страницы: #anchor4

Курс можно приобрести в рассрочку. На странице оплаты доступны несколько вариантов от разных банков - выбирайте, что вам удобнее.

©2024, ИП Величенкова О.А.

ОГРНИП 319774600541741 ИНН 773410811273 г. Москва