📆 Старт: 1 июля 💾 Все лекции в записи
Обследование речи: между нейропсихологией и нейролингвистикой
Концентрат важнейших знаний по нейролингвистике
Как мы обычно обследуем речь?
Шаг 1.
Даем пробу, которая, как мы считаем, оценивает состояние некого психического процесса/функции (например, фонематического слуха).
Шаг 2.
Если проба выполняется с ошибками, делаем вывод, что этот самый процесс/функция (фонематический слух) нарушен или недостаточно развит.
Всегда ли такая логика работает?
Чтобы понять механизмы нарушений, нужно взглянуть на информацию по ошибкам в каждой пробе целостно, как на единую картину. Есть ли нарушенный фактор (или несколько), который объясняет группу симптомов?
Хотите узнать подробнее о нейропсихологических механизмах нарушений речи?
СТАРТ КУРСА 01.07.2024
Может ли нейропсихология помочь в логодиагностике?
Да. Она может помочь перейти от внешней констатации симптомов, перечислению того, что нарушено, к иерархической структуре нарушений (разделению на возможные причины и следствия, выделению основной мишени для работы).
⏭️
Надо ли логопеду погружаться в нейропсихологию?
Да. Логопедам было бы очень полезно хорошо знать нейролингвистику. Об областях нейропсихологии, касающихся других психических функций, кроме речи (восприятие, праксис, регуляторные функции и пр.), стоит иметь общие представления. Ведь речь может нарушаться по "неречевым" причинам - логопеду важно уметь это заподозрить и направить к нейропсихологу.
⏭️
Чем поможет нейропсихология при обследовании речи?
Вы получаете возможность значительно улучшить диагностику и программы коррекционных или реабилитационных занятий благодаря более точному представлению о “мишени” занятий (слабых звеньях речи) для конкретного ребенка или взрослого.
⏭️
Что вас ждет на курсе
5 теоретических лекций, доступных в записи
Список конкретных нейропсихологических проб для оценки всех компонентов речи
Разборы реальных случаев на практикумах
Полезные бонусы к каждой лекции
ПРОГРАММА КУРСА
ЛЕКЦИЯ 1
Общая характеристика нейропсихологического подхода к диагностике состояния речевых функций
Разберем суть нейропсихологической диагностики, нейропсихологические представления о речи в общих чертах и особенности нейропсихологического диагноза в отношении детей. Обсудим неречевые дефициты, которые могут стоять за речевыми трудностями; возрастные изменения психологической и мозговой организации письма и чтения; последствия инсульта в левом/правом полушарии у младенцев для развития речи; как младенцы могут делить внимание с мамой, и какое отношение это имеет к речи; как можно скомпенсировать нарушения речи при различных мозговых поражениях и многое другое.
ЛЕКЦИЯ 2
Структурно-функциональная организация речи. Модель порождения речи
Всего за одну лекцию Вы с достаточной степенью подробности узнаете, из каких психологических компонентов состоит речь и какими мозговыми структурами эти компоненты обеспечиваются, а также познакомитесь с нейропсихологической классификацией афазий. Вы поймете, как с нейролингвистической точки зрения происходит процесс говорения, из каких уровней он состоит (начиная от мотива что-то сказать и беззвучного диалога с самим собой и заканчивая речью вслух), что происходит на этих уровнях и как в них соотносятся грамматические и лексические операции. Разберетесь, в чем отличия переднего и заднего аграмматизма, которые часто игнорируются разными специалистами.
ЛЕКЦИЯ 3
Нейропсихологическая оценка состояния речевых компонентов, связанных с передними отделами левого полушария
Разберем нейропсихологические пробы из разных батарей, позволяющие оценить смысловое программирование (планирование) предложения и текста, грамматическое структурирование, моторное программирование речи, произвольную регуляцию актуализации отдельных слов и вербальную рабочую память. Обсудим, какие аспекты не только порождения, но и понимания речи связаны с работой передних отделов мозга. Рассмотрим, как проявляется слабость передних отделов мозга в письме и чтении.
ЛЕКЦИЯ 4
Нейропсихологическая оценка состояния речевых компонентов, связанных с задними отделами левого полушария
Разберем нейропсихологические пробы из разных батарей, позволяющие оценить выбор слова по значению и по звучанию, выбор звуков по фонетическим признакам,
выбор артикулем по кинестетическим признакам, слухоречевую память, связь слова со зрительным образом, понимание логико-грамматических конструкций. Обсудим акустико-артикуляторную дисграфию и ее отличия от других дисграфий.
ЛЕКЦИЯ 5
Нейропсихологическая оценка состояния речевых компонентов, связанных с правым полушарием
Рассмотрим общие принципы работы правого полушария и выясним, зачем же нужно это “неречевое” полушарие в речи – ее понимании и порождении. Разберем нейропсихологические пробы из разных батарей, позволяющие оценить прагматические аспекты речи: возможность реконструкции контекста ситуации и удержания его целостности, адекватная передача смысла; соответствие речи в беседе общепринятым правилам коммуникации; просодические особенности речи (интонация, скорость и громкость речи, выделительные ударения и пр.); понимание переносного смысла, юмора, подразумеваемой информации; понимание другого человека и его намерений; понимание выражений лица. Обсудим зрительно-пространственную дисграфию. Рассмотрим исследования с временным угнетением функций левого полушария и наблюдения за пациентами, которые воспринимали информацию только правым полушарием.
+ ДВА ПРАКТИКУМА
АВТОР КУРСА
- Кандидат психологических наук, клинический психолог, нейропсихолог.
- Старший научный сотрудник лаборатории нейровизуализации и мультимодального анализа ФГБНУ «Научный центр психического здоровья».
- Нейропсихолог “Ассоциации родителей детей с дислексией”.
- Специалист по функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга.
- Автор более 50 научных публикаций в ведущих отечественных и зарубежных журналах.
- Ученица Т.В. Ахутиной.
После этого курса вы сможете перейти на новую ступень в обследовании речи. Представьте...
Вы ЗНАЕТЕ, как нейропсихологи представляют себе речь: из каких психологических компонентов она состоит, какими мозговыми структурами эти компоненты обеспечиваются, как происходят процессы говорения и понимания речи.
Вы ПОНИМАЕТЕ, что происходит при слабости или нарушении каждого из компонентов речи и как это выявить. Почему надо разделять лексические и грамматические операции.
Вы РАЗБИРАЕТЕСЬ, почему логика “плохо выполняет задачу, направленную на оценку процесса Х, – значит нарушен процесс Х” не всегда работает, и как можно рассуждать по-другому.
Вы УМЕЕТЕ анализировать речевой материал (результаты логопедической диагностики, ошибки в тетрадях) с нейропсихологической точки зрения: разделять обнаруженные проявления на возможные причины и следствия, в том числе учитывать неречевые причины речевых трудностей. Подбирать адекватные пробы для диагностики состояния речи.
ВЫ ХОТЕЛИ СПРОСИТЬ?
ТАРИФ ОПТИМАЛЬНЫЙ
13 990 ₽
📌 5 лекции в записи
📌 Практикум 1 "Структура нейропсихологического обследования"
📌 Практикум 2 "Разбор кейсов"
📌 Обучающие тесты
📌 Литература
📌 Маршрутизатор по практическим материалам для диагностики
📌 Вопросы на обучающей платформе
БЕСПРОЦЕНТНАЯ РАССРОЧКА
на странице оплаты
ТАРИФ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
16 990 ₽
📌 5 лекции в записи
📌 Практикум 1 "Структура нейропсихологического обследования"
📌 Практикум 2 "Разбор кейсов"
📌 Обучающие тесты
📌 Литература
📌 Маршрутизатор по практическим материалам для диагностики
📌 Вопросы на обучающей платформе
✔️ Практикум-супервизия
✔️ Анализ заключений специалистов
✔️ Обсуждение кейсов слушателей
✔️Закрытый чат со спикером
БЕСПРОЦЕНТНАЯ РАССРОЧКА
на странице оплаты
Курс можно приобрести в рассрочку. На странице оплаты доступны несколько вариантов от разных банков - выбирайте, что вам удобнее.
Можно задать вопрос, если есть сомнения
©2024, ИП Величенкова О.А.
ОГРНИП 319774600541741 ИНН 773410811273 г. Москва
авторизуйтесь